Коллизии современного законодательства России
С принятием Государственной Думой Российской Федерации 21 октября 1994 года Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) законодательное закрепление получили институты залоговых отношений в целом и деятельность Ломбардов в частности.
ГК РФ ввел целый комплекс правовых норм, регулирующих деятельность Ломбардов (ст. 358 и ст.919), из которых выделяются следующие принципиально важные положения:
- определение границ понятия “Ломбард”;
- определение номенклатуры имущества, которое ломбард принимает в залог и/или на хранение;
- определение порядка реализации залогов по проблемным (не возвращенным) кредитам.
Учитываю огромное значение ломбардных кредитов для экономики переходного периода от плановой экономики к рыночным отношениям, 19 июля 2007 года появился Федеральный закон «О Ломбардах» №196-ФЗ, который закрепил основные направления деятельности ломбардов в едином законодательном акте.
1. Федеральным Законом № 196-ФЗ предусмотрено, что ломбардная деятельность является исключительным видом деятельности. Поэтому организации, предостав-ляющие ломбардные кредиты, имеют право заниматься дополнительно только опреде-ленными федеральным законом видами деятельности: хранения вещей и оказания консультационных и информационных услуг.
Центральный банк РФ тоже занимается ломбардной деятельностью. Нормативным документом, регулирующим порядок и условия предоставления ломбардных кредитов является «Положение о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг» № 19-Н/С. На официальном сайте ЦБ размещена информация о процентных ставках по «ломбардным кредитам» (www.cbr.ru/hd_base/StavLombard.asp?d=30). Федеральные законы «О ломбардах», «О банках и банковской деятельности» и «О центральном банке РФ» имеют одинаковый статус.
Согласно п.2 ст. 2 Федерального Закона РФ № 196-ФЗ «О ломбардах» организация, осуществляющая ломбардную деятельность в фирменном названии “…должна содержать слово “Ломбард”.
Значит, соблюдая требования действующего российского законодательства, наименование Центрального банка, как организации выдающей ломбардные кредиты (ломбардная деятельность), должно быть приведено в соответствие с действующим законодательством и дополнено словом «Ломбард», например «Центральный Банк-Ломбард России».
Для устранения существующей коллизии и факта явного нарушения федерального законодательства, необходимо либо переименование ЦБ РФ, что лично мне представляется не совсем правильным выбором, либо внесение изменение в п.2 ст.2 Закон РФ «О Ломбардах» №196-ФЗ, сделав исключение для ЦБ РФ, что будет более логично.
2. Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденному постановлением Госстандарта от 6 ноября 2001 г. № 454-ст. Ломбарды относятся к финансовой деятельности (код – ОКВЭД 65.22.6.) наряду с иными кредитными и страховыми организациями. Представляется совершенно корректно и ло-гично, отнесение Ломбардов к кредитным организациям, так как основным видом дея-тельности Ломбардов является выдача кредитов (Глава 2 Закона РФ «О Ломбардах»).
Однако коллизия законов заключается в действующем сегодня понятии «небанковская кредитная организация» содержащееся в другом законе.
Так, в соответствии со ст. 1 Закона «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон), небанковской кредитной организацией называется организация, которая имеет лицензию на осуществление от-дельных видов банковской деятельности.
Другими словами, положением статьи 1 Закона предусмотрено, что для того, чтобы называться «небанковской кредитной организацией» необходимо осуществлять отдельные виды банковских операций.
Но позвольте, если организация осуществляет банковские операции, пусть даже и не все, а лишь некоторые, то все равно такая организация будет банковской. Равно как и наоборот, если организация не занимается банковской деятельностью – это небанковская организация. Но зачем об этом говорить? Это же очевидно.
Что бы хоть как то разрубить некорректную формулировку, в законе установили допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций.
В настоящее время Банк России установил допустимые сочетания (в недопустимом фразеологическом и смысловом обороте) банковских операций для двух видов небанковских кредитных организаций: расчетных небанковских кредитных организаций и небанковских депозитно-кредитных организаций. На самом деле все гораздо проще, потому что само кредитование не является бан-ковской деятельностью.
Поэтому данный вид деятельности не включен в перечень бан-ковских операций в Законе «О банках…» подлежащих лицензированию. Слово «кредитные» ошибочно и некорректно в законе «О банках…» было приобщено к слову «банковские».
Внесение поправок в этой части закона расставит всё на свои места. Тогда будут иметь место быть организации, осуществляющие банковскую деятельность (банки) и иные кредитные организации.
Если же ЦБ желает выделить в отдельную подгруппу банки, являющихся «не совсем банками», но выполняющими некоторые банковские опера-ции, обладающие лицензией на осуществление банковской деятельности, то следует называть их «особые банки» или просто ‘небанковские банки’.
Хотя, повторюсь, придание организации, обладающей банковской лицензией статуса “небанковской организации” - это чисто российское ‘изобретение’.
Понимая абсурдность понятия «небанковские банки», законодатель уже отметил в другом законе, а точнее в статье 819 Гражданского Кодекса РФ (ГК), что существует два субъекта, имеющих право заниматься кредитованием: банк и иные кредитные организации. «Иные» в русском языке и в сложившейся юридической терминологии означает «находящиеся в другой действующей правовой системе». Т.е. вне банковской системы, вне банковского регулирования, за пределами специального Закона «О банках и банковской деятельности».
Кредитные организации небанковской системы широко распространены: ломбарды, кредитные союзы, кредитные кооперативы граждан, общества взаимного кредитования, кредитные товарищества и другие. Поэтому законодатель специально создал правовой коридор для нынешнего и будущего охвата всех иных кредитных институтов, не входя-щих в банковскую систему России. Место Ломбарда, осуществляющего кредитные операции, в правовом ряде только финансовых организаций, основным видом деятельности которых является выдача кредитов.
И это, на мой взгляд, очень важно для будущего российской ломбардной индустрии в целом. Статус ломбарда, как финансовой организации, так же закреплен п.3 ст. 3 Закона РФ №151: «…ломбарды …осуществляют микрофинансовую деятельность…».
Говорить же «кредитная небанковская», равно как и «кредитная неброкерская» или «некредитная финансовая» выглядит нагромождающее и запутанно.
По этому, статус Ломбарда никоим образом не должен быть связан со словом «банк» или каким либо иным словом. Равно, как и слово «банк» не должен быть законодательно привязано к слову «кредитный».
Наименования кредитных организаций не должно содержать слово «банк» и должно обозначать лишь ту функцию, которая выполнятся.
Проверено временем, что положение Закона «О банках…» в части небанковских кредитных организаций неактуально, так как за все время, начиная с 1990 г. в России имеется единственный пример создания небанковской депозитно-кредитной организа-ции — в 2005 г. было создано ЗАО НДКО «Женская микрофинансовая сеть» (я не беру в расчет НКО, занимающиеся инкассацией, так эта деятельность далека от финансовых услуг, а является лишь экспедиторстовом, транспортной логистикой).
В результате чего можно сделать вывод, что закрепленный законодателем вид НКО не удовлетворяет по-требностям рынка.
Еще в 2001году в Рекомендациях по результатам первых Парламентских слушаний по небанковским кредитным организациям, уже было зафиксировано мнение профессиональных участников о целесообразности замены в нормативных документах термина «небанковская кредитная организация» на соответствующее содержанию работы этих организаций: «расчетный банк» или «банковская организация». Т.е. уже предлагалось на самом высоком государственном уровне убрать слово «кредитная» от слова «банковская» (п.4 Рекомендаций Парламентских слушаний по небанковским кредитным организациям, Государственная дума РФ, 13.04.2001г.).
Значит, Ломбард – это «кредитная организация», но без слова «небанковская». Специального внесения изменений в закон «О ломбардах» не требуется. Для устанения этой “коллизии”, достаточно лишь привести в соответствие терминологию «небанковская кредитная организация» в законе «О банках…» в соответствие.
3. Наряду с операциями по кредитованию населения (код – ОКВЭД 65.22.6.), Ломбарды оказывают услуги хранения, осуществляет куплю-продажу имущества граж-дан (ОКВЭД 67.13.5.) и выполняет консультационные и информационные услуги (ОКВЭД 74.14). Кроме этого ломбарды осуществляют реализацию невыкупленных зало-гов (ст. 13 Закона «О ломбардах»). В общем, ломбардная деятельность это не только деятельность кредитной организа-ции по предоставлению кредитов населению и индивидуальным предпринимателям, это еще и целый комплекс сопутствующих ломбардному бизнесу видов деятельности. Поэтому, современный универсальный Ломбард имеет своих геммологов, продав-цов и ювелиров и занимается ремонтом и производством ювелирных изделий и изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (36.22 – П и 36.22.5), осуществляет оптовую и розничную торговлю ювелирными изделиями (51.47.34 и 52.48.2), выкупает изделия у клиентов (52.48.22), осуществляет second-hand деятельность, т.е ведет рознич-ную торговлю бывшими в употреблении товарами в магазинах и комиссионную торгов-лю ювелирными изделиями (52.50), делает предпродажную подготовку невыкупленных залогов, для чего выполняет ремонт часов и ювелирных изделий (52.73), осуществляет хранение и складирование ювелирных изделий, драгоценных металлов и камней (63.12) и т.п.
В то время как деятельность по предоставление кредитов населению является ис-ключительно кредитно-финансовой деятельностью, то остальной перечисленный выше перечень работ/услуг является деятельностью ломбарда по оказанию работ (услуг). Ломбардная деятельность сочетает в себе несколько видов деятельности и потому, на самой первой стадии обсуждения законопроекта о ломбардах, мной предлагалось взять за основу законодательство Новой Зеландии, где ломбардная деятельность включает в се-бя два основных и взаимодополняющих составных компонента: ломбардная деятельность (Pawnbroking) и деятельность по реализации невыкупленных залогов, т.е. «Seconhаnd Dealing» (Pawnbroker and Secondhand Dealers Act). Оба вида деятельности необходимо было объединить в одном законе, тем самым предусмотреть возможность ломбардов реализовывать невыкупленные залоги законным способом на вторичном рынке.
Однако сказав «А», законодатель не сказал «Б» и, разрешив продавать (ст. 13 Зако-на), торговлю не обозначил как один из основных видов ломбардной деятельности. На основании этого “упущения”, в карте постановки на специальный учет в пробирной палате РФ ломбарды исключили из перечня организаций, имеющих право вести торговлю ювелирными изделиями из драгметаллов. Конечно, на деле все понимают, что торговля в ломбардах есть, но сделать руководители пробирных инспекций ничего не могут, кивая на существующую «коллизию» законов.
А если называть вещи своими именами, то слово «коллизия» следовало бы заменить бы слово «несовершенно».
По этому, принятый закон о ломбардах в России является половинчатым и включил в себя только одну (первую) часть ломбардной деятельности: кредитно-финансовую.
Отсюда и недопонимания и противоречия в комментариях.
Многие комментаторы закона, ошибочно полагали, что Ломбард, это не кредитная организация, а организация бытового обслуживания населения. Другие утверждают, что Ломбард – это кредитная организация, которая не оказывает бытовые услуги. Есть еще и те, кто называет ломбард кредитной небанковской организацией.
Об ошибочности последнего см. выше (п.2). В действительности Ломбард - это и кредитная организация и секондхенд организация, оказывающая услуги/работы в виде ремонта изделий (предпродажная подготовка), оптовой и розничной торговли секонд-хенд изделиями и др. сопутствующими видами ломбардной деятельности.
Несовершенство закона «О Ломбардах» порождает непонимание сути ломбардной деятельности участниками ломбардного рынка и вызывает постоянные споры о том, надо ли Ломбардам применять БСО и/или ККМ при выдаче кредитов; о том, что выдает лом-бард: «кредит» или «заем»; о том, как учитывать процентные доходы от основного вида деятельности на сч. 90 или сч. 91 и отсуда, применим ли ПБУ для ломбардов и т.п.
4. Еще одна «коллизия» закона не дает возможность вести просто, прозрачно и по-нятно учет, как это предусмотрено международными стандартами бухгалтерского учета, к которым так стремится Россия...
Согласно п.п. 6 ст. 250 НК РФ доходы в виде процентов, полученные по договорам кредита, для целей налогообложения признаются внереализационными доходами и учи-тываются на счете 91.1. «Коллизия» заключается в том, что согласно правил бухгалтер-ского учета (ПБУ) доходы от основного вида деятельности не могут быть учтены как внереализационные доходы. Значит, ломбард не может совместить налоговый и бухгалтерский учеты, а должен вести два учета – один для целей учета (учет ради учета), второй для целей уплаты налогов.
Почти все ПБУ начинаются словами «кроме кредитных организаций». Определись законодатель со статусом ломбарда в законе, т.е. назвав вещи своими именами - все бы встало на свои места: процентные доходы стали бы учитывай на счете 91 как внереализа-ционные доходы, а доходы от реализации работ/услуг, как доходы от реализации ра-бот/услуг.
Конечно же все понимают, что проценты это не есть доходы от реализации работ, так как предоставление займов не является реализацией работ/услуг.
Тем не менее, некоторые бухгалтера ломбардов учитывают проценты для целей бухгалтерского учета на сч. 90, как доходы от реализации работ/услуг. Для целей же налогового учета учитывают эти же доходы, но уже на другом счете 91 как внереализационные доходы. Вот такая «коллизия». Надеюсь, что вскоре перечисленные в этом разделе недочеты российских федераль-ных законов будут устранены путем внесения соответствующих поправок в закон «О банках и банковской деятельности» и в закон «О ломбардах».